Фото: Исаев<span> Сергей Иванович</span>

Исаев Сергей Иванович

1949

Биография

Сергей Иванович Исаев родился в 1949 году в г. Комсомольске-на-Амуре. Богатая природа дальневосточной тайги, могучая река и люди, творческие, целеустремленные, их мечты и их работа произвели огромное впечатление и повлияли на судьбу будущего художника. Как юное дарование Сергей Исаев был рекомендован и успешно сдал экзамены в Московскую среднюю художественную школу при институте им. В. И. Сурикова. С 1968 по 1974 годы - студент Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. После окончания факультета монументальной живописи у профессора К. А. Тутеволь, О. И. Орловского и В. А. Мизина дипломирован по специальности «Художник-живописец».

Начиная с 1974 года жизнь и творчество Сергея Исаева связаны с Днепропетровском. Им созданы монументальные произведения, украшающие город и требующие отдельного научного исследования. Художник блестяще владеет самыми разнообразными техниками. В росписях и витражах отражено время и люди, его созидающие: «Мостостроители» (1974-1975), «Студенты Днепропетровска» (1978), «Мы новый мир построим» (1978), «Сграффито в областном телецентре» (1978) и т. д. Сергей Исаев участвовал в оформлении Дома органной и камерной музыки, создав восемь росписей, авторская мелодия которых сливается с общеархитектурной, и 22 витража на тему музыки и искусства, экспрессия цветового решения которых придает Дому романтическое звучание, наполняя пространство жизненной силой.

Неуемная энергия, чуткость, искренность, неравнодушие, бесконечная требовательность к себе и к делу всей жизни - живописи - отличают мировоззренческую позицию мастера. В 1989 году в период «перестройки» избран председателем Днепропетровской организации Союза художников Украины. Решая сложные проблемы, организовывал выставки-продажи работ днепропетровских художников в Москве и других городах СССР.

Характер дарования Сергея Исаева разнообразен, как и его творческие поиски. С 1975 года он участник областных, с 1977 года - республиканских выставок. Творческий путь живописца начался с картины «Казаки. После битвы» (1975), позднее приобретенной Днепропетровским историческим музеем. С работой «Дом моего отца» (1977) Сергей Исаев участвовал в республиканской выставке, а с картиной «Вечер над морем» (1980) - в столичной выставке в залах Академии художеств СССР. Картины «Поэты революции» (1979) и «Сентябрьские кроны» (1982) становятся собственностью Днепропетровского художественного музея. Постоянное участие в выставках, активная жизненная позиция обуславливают стремительное вхождение в круг блестяще одаренных живописцев и говорят о главном: художник нашел собственный образный язык, и в искусство пришла яркая личность, бесконечно преданная своему призванию.

В этот же период художник успешно работал в жанре портрета, создав психологически тонкий, убедительный образ писателя Ф. Д. Залаты (1976) и очень интимный, искренний, пластически отточенный и живописно содержательный «Семейный портрет» (1984). Контрастная светотеневая моделировка формы, свободная манера лепки, убедительность композиционного решения, - все придает работе психологическую достоверность. Работа над автопортретами - самопостижение как процесс. Манера исполнения — свободная, динамичные мазки, передающие обостренность чувств. Гармоничность, мягкость и благородство цветовой гаммы, композиционная лаконичность дают автопортретам духовно-исповедальные нотки.

Сергей Исаев блестяще владеет искусством художественной условности, без которой не может быть убедительной художественной формы, а, следовательно, и значительных произведений. Это и есть органичная составляющая большинства натюрмортов-«повествований», натюрмортов-«характеров», натюрмортов-«аллегорий». Исаев-мастер обладает удивительной способностью делать изображаемые предметы одухотворенными. Соединяя почти философскую отвлеченность с точной жизненной конкретностью, художник тяготеет к декоративности цвета, звучному контрасту, подчеркивая пластическую и живописную самоценность предметов, их красоту, скрытую от поверхностного взгляда. Напряженную световую контрастность мастер использует как зрительный эффект, оживляющий мир вещей. Предметы пребывают в зыбком равновесии человеческого уюта. Сергей Исаев раскрывает своеобразную романтику близких и обыденных предметов.

Женская красота - тема, с которой художник не расстается на протяжении всего творческого пути. Изящество композиционных решений, пластическая цельность, живописная щедрость и колористическая гармоничность характеризуют язык Ню: «У зеркала», «Обнаженная» и т. д.

С исключительной тонкостью раскрыты художником поразившие его воображение мгновения жизни природы. Техническое совершенство и тонкий лиризм: мир природы и мир души как единое целое удивительно щедрой на красоту Вселенной. Трепетно-эмоциональные решения пространства в пейзажах-«настроениях», в которых очень важна интонация интимности переживания гармонии мира, вовлеченности в пластику среды, отличают такие работы, как «Очищение» (2004) и др. Переливы серебристо-серого передают сложную гамму сумерек и зимнюю оттепель: «Утро», «Оттепель», «Аллея». Мотивы скромны и волнующи одновременно. Картины пронизаны светом и воздухом. Задумчивость, широта общего настроения поддерживаются цветовой и колористической характеристикой мотивов, передавая чувственное восприятие бытия. Под кистью мастера незатейливый мотив превращается в поэтический образ. Тональная гармония позволяет передавать самые разнообразные состояния природы: «Старый парк» (1995), «Раннее утро», «Светает» (2002). Изысканность живописной палитры, выразительность, поэтичность, одухотворенность, - все эти качества свойственны пейзажному жанру художника.

Одна из особенностей творчества С. И. Исаева - постоянные поиски. Он никогда не останавливается на достигнутом, работая вдумчиво, трепетно сверяя каждое решение с горением духа и биением сердца. Вселенная, мироздание, космос, - эти категории постоянно присутствуют в творчестве С. И. Исаева: «Прикосновение созвездий» (2001). Экспрессия света и цвета оказывается частью общей, тяготеющей к динамизму, формы изображения. Иногда предметность метафоры носит характер условно-поэтического знака. Яркая живописная фантазия сливается с реальностью ощущения природы и бытия. Усложненность образной ткани, разрастание в ней ассоциативного рефлектирующего начала придает живописным работам философский характер: «Эпоха людей. Камо грядеши» (2000). Художник бывает дерзок в преувеличениях и сравнениях, касается ли это композиционного решения, трактовки формы, цветового решения, выразительности каждого из элементов, из которых складывается художественное произведение: например, «Метаморфоза времени» (2002). Гибкий, разнообразный живописный язык, особый внутренний динамизм присущ решению образных задач этой яркой картины. Художнику свойственно стремление к символизации формы, ее многозначности, многослойности. «Метаморфозы» - остроироничное психологическое решение бытового сюжета и... вечный вопрос: «Кто мы?».

Виртуозное владение живописными средствами художник подчиняет точно рассчитанной и продуманной архитектонике образа произведения, деликатно акцентируя каждый пространственный план, не нарушая при этом целостности общего впечатления. Мифологическая тема в творчестве Сергея Исаева занимает заметное место. Эзопов язык не забыт. «Метаморфозы» (2002), «Молоко единорога» (2003), «Минотавромахия», - глубина поэтического осмысления: человек перед лицом природы. Иллюзорность реальности, фантастические образы продуманы, вписаны, эффектны. Иногда с лукавинкой, иронией и даже сарказмом. Ясность пластического языка, глубокая духовность отличает эти работы. Простота и лаконичность композиции, выразительное цветовое решение подчеркнуто светотеневыми контрастами, - это даже романтическая тенденция.

Обращается художник и к таким эмоциональным темам, как «Масленица» (2003), «Ярмарка» (2004), - создает образы с народным национальным пониманием красоты, порожденной и обусловленной природой, бытом, духовной культурой края. Работы отличает декоративность цвета и, в тоже время, непосредственность живописного видения. Каждая фигура олицетворяет движение, благодаря внутренней содержательности и ясности пластического языка изобразительная поверхность приобретает монументальность.

Отдельное место в творчестве Мастера занимает тема казачества. Еще в самом начале пути Сергей Исаев обращается к истории украинского народа, «Казаки. После боя» (1978), и остается неравнодушным к ней до настоящего времени. Каждая из исторических картин заслуживает отдельного рассмотрения. «За веру, за волю», «Клятва», «Всадники». В них передан дух эпохи, героизм и вдохновенность, вера в идеалы и, конечно же, драматизм-цена, которую заплатил украинский народ за свое освобождение. Колорит эпохи передан исторически достоверно. Художник много работает со специальной литературой, скрупулезно собирая в первоисточниках материал для своих живописно-декоративных эпопей. В лаконичной композиции «Зиновий Богдан Хмельницкий, гетман Украины» (2006) автор дает почувствовать героическую атмосферу, единодушную устремленность, готовность к подвигу. Композиционное решение позволяет охватить одним взглядом героический пафос, драматизм борьбы, переданные с жизнеутверждающей силой. Внутреннее единство, цельность композиции дает возможность глубже ощутить атмосферу времени. «Настольная группа» рассчитана на обозрение вблизи: ювелирно изображенные детали убранства героев, снаряжения, разнообразие психологических типажей.

Сергей Исаев обладает тонким образным чутьем, яркой фантазией, декоративным даром, живописным талантом. Это художник, произведения которого занимают достойное место в ряду работ мастеров украинского искусства.

  • Художественная галерея Prostor
  • Мы работаем для Вас
    пн-сб с 11:00 до 20:00, вс - выходной

  • На главную
Навигация по галерее
  • Обратная связь У вас есть вопрос? Задайте его нам
0